Синология.Ру

Тематический раздел


Лю-цзя ци-цзун

六家七宗 семь учений шести школ, семь школ шести общин. Общее название буд. сект IV–V вв. в Китае, занимавшихся разработкой концепции «праджня» (божо). Все они не были «школами» в полном смысле этого слова — становление собственно школ в кит. буддизме относится к более поздним эпохам — Суй (581–618) и Тан (618–907).

Сочинения мыслителей «семи учений шести школ» не сохранились, однако их взгляды реконструируются на основе косвенных источников, прежде всего «Чжун лунь шу» 中論疏 («Комментарии к шастре о срединности») Цзи-цзана (V–VI вв.) и «Чжао лунь шу» 肇論疏 («Комментарии к рассуждениям [Сэн]-чжао») Юань-кана (VII–VIII вв.; см. Саньлунь-цзун, Сэн-чжао). В свою очередь, авторы этих сочинений ссылаются на «Лю цзя ци цзун лунь» («Рассуждения о семи учениях шести школ»), автор к-рого Тань-цзи жил в период Сун (420–479) эпохи Наньбэйчао и этот текст был утерян уже к эпохе Суй.

После перевода ряда сутр праджняпарамиты на кит. яз. возникли различные трактовки таких индо-буд. категорий, как праджня (мудрость), шунья (кун [1], пустота) и др., что и отразилось в наименовании каждого из «семи учений шести школ»:

бэньу-цзун (учение об изначальном отсутствии) Дао-аня; в основе его подхода лежало положение об изначальной пустотности и «безмолвности» природы дхарм, ее изначальном «отсутствии» (у). «Отсутствие» понималось как «начало разнообразных форм», предшествующее «бесчисленному множеству метаморфоз»;

бэньу-и-цзун (особое учение об изначальном отсутствии) Чжу Фа-шэня и Чжу Фа-тая. Эта группа отделилась от школы «изначального отсутствия». Ее последователи считали, что «отсутствие» первично, а «наличие» (ю) вторично; «отсутствие» не может быть «рупа-дхармой», т.е. «чувственным»;

цзисэ-цзун (учение о материальных формах) Чжи Дуня, утверждавшего, что «рупы как таковые» (цзи сэ), т.е. формы материальных вещей, не имеют собственной природы, они на самом деле пусты;

синьу-цзун (учение о сознании отсутствия) Чжи Минь-ду, делавшего акцент на том, что конкретный чувственный опыт вступает в противоречие с буд. положением о пустоте всего сущего, изложенным в сутрах праджняпарамиты;

шихань цзун (учение о восприятии внутреннего) Юй Фа-кая, который полагал, что изначальная природа «десяти тысяч дел и вещей» пуста, однако благодаря «сомнительному восприятию» людей правильное знание искажается и изначальная природа вещей уже не кажется пустой;

хуаньхуа-цзун (учение о метаморфозах) Дао-и (или Тань-и), трактовавшего дхармы как призрачные, изначально не существующие;

юаньхуй-цзун (учение о причинном происхождении) Юй Дао-суя, развивавшего теорию «двух истин» (эр ди): «наличие» возникает благодаря «соединению причин», это «мирская истина»; «отсутствие» — это «рассеивание причин», «истина первого порядка».

Представители этих направлений были тесно связаны между собой: например, Юй Фа-кай и Юй Дао-суй были учениками одного учителя. «Семь учений шести школ» оказали большое влияние на развитие доктрины праджни в философии кит. буддизма.

Источники:
Цзи-цзан. Чжун лунь шу (Комментарии к шастре о срединности) // ТСД Токио, Т. 42, № 1564; Юань-кан. Чжао лунь шу (Комментарий к рассуждениям [Cэн]-чжао) // ТСД Токио, Т. 45, № 1859.

Литература:
Тан-тун. Хань Вэй лян Цзинь Нань Бэй чао фо-цзяо ши (История буддизма [в эпохи] Хань, Вэй, двух Цзинь, Северных и Южных династий). Пекин, 1983; Фан Ли-тянь. Фо-цзяо чжэсюэ (Буддийская философия). Пекин, 1987; Хань Тин-цзе. Цзи-цзан саньлунь сюань и цзяо ши (Комментарии к «Сокровенному смыслу трех шастр» Цзи-цзана). Пекин, 1987; Чжунго фо-цзяо ши (История китайского буддизма) / Под ред. Жэнь Цзи-юя. Т. 2. Пекин, 1982.

Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006. Т. 1. Философия / ред. М.Л.Титаренко, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов. - 2006. - 727 с. С. 329.

Автор:
 

Синология: история и культура Китая


Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
© Copyright 2009-2024. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.